Авангардное кино
Авангард — направление в кинематографе, которое возникло в 1920 годах в противовес коммерческому кинематографу во Франции. Жанр кинематографа авангард считается синонимом понятия «экспериментальный», но уже в более узком значении. Особенностями авангардного кинематографа принято считать новаторство в средствах выражения, экспериментальный характер, часто выход за рамки классической киноэстетики, общеноваторские тенденции. Этот жанр тесно связан с разработками теорий других искусств. А фильмы других жанров можно смотреть здесь.
Первый авангард или киноимпрессионизм во многих отношениях является продолжением традиции французских киноимпрессионистов. Именно киноимпрессионисты с Луи Деллюком, в частности, подняли бунт против кинематографа в коммерческом его значении, который бездумно копировал произведения литературы и театра. Этот термин ввел Анри Лангуа. Это уже давно классика, но употребляется этот термин редко. Киноимпрессионисты сделали очень весомый вклад в эстетику и теорию кинематографа, они считали, что искусство должно разговаривать со зрителями на своем, собственном языке, при этом используя только присущий ему набор выразительных средств.
Второй авангард или авангард в своих постулатах значительно дальше продвинулся от предшественника, иногда все доходило буквально до крайностей. Никогда представители этой группы не составляли цельной группы или школы: кто-то из режиссеров сходился с ним, кто-то отходил от него, иногда авангардное произведение создавалось как-бы случайно. Довольно сложно проследить тенденции или принципы этого направления, здесь нет четкой систематики. Скорее всего, авангардное кино предназначено не столько для зрителей, сколько для самовыражения режиссера, используются разные нестандартные и оригинальные приемы, которые никак не связаны с классическим кинематографом.
Среди творчества французского авангарда выделяется несколько течений и направлений:
Дадаисты: призывают к созданию бессвязного и наивного алогичного искусства. Тристан Тцара, Франсис Пикабиа, Поль Элюар.
Последователи конструктивистов и дадаистов: у их произведениях отсутствовали актеры и сюжет. Эжен Деслав, Анри Шометт, Ман Рей.
Сюрреалисты: продолжали идеи дадаистов, но пошли еще дальше в своих требованиях отказа от изображения реального мира, источником их духовной активности является подсознание, а задачу искусства они определяют, как преобразование реального в «надреальное».
Реалистичные тенденции: Альберто Кавальканти, Жан Ренуар, Дмитрий Кирсанов, Жан Виго, Жан Гремийон.